Стильные очаги (камины и печи) на протяжении всего использования считались средством, способным сделать стильный акцент на своем применении, недаром название очаг происходит от латинского слова «фокус». Именно поэтому изначально на их оформление уходило много сил и средств, зато и результат был просто потрясающим, - старинные печи и камины представляли истинные произведения искусства. Как утверждают исторические источники, на выполнение очагов выделялась сумма, которой хватило бы на возведение небольшого дома.

Облицовка приборов отопления может быть настолько разнообразной, что даже у видавших виды пользователей в специализированных торговых заведениях порой разбегаются глаза. В этом случае свое применение нашли почти все огнеупорные материалы, такие как декоративные горные породы, благородный мрамор и эффектный гранит, металл и керамическая плитка, кафель и изразец, а также стекло, бетон и даже дерево (конечно, если оно было подвергнуто специальной обработке и впоследствии располагается далеко от топливной камеры).

В случае с декорированием печи нужно быть особенно внимательным, так как корпус очага подобного образца нагревается сильно и держит свое тепло долгое время. Поэтому и материалы должны обладать высокой огнеупорностью, аккумулятивными способностями и необходимой теплоотдачей. Обычно для строительства печей используют традиционный кирпич, изразцы, талькохлорит, реже, - песчаник. Декоративная отделка подразумевает практически все виды ценных и визуально эффектных материалов: цветные, драгоценные и полудрагоценные металлы. В последнее время декоративную роль выполняет дверка топки, оснащенная прозрачным стеклом и обрамленная красивой рамкой.

Кафель

Продукция строительной промышленности в лице керамической плитки подходит для возведения очагов самого разного типа, но наиболее подходящим в этом случае здесь считается традиционный кафель.

Большая часть действительно ценного материала производится на европейских предприятиях. Кафель для каминов здесь получают в небольших студиях и на предприятиях-монополиях.

Получение кафеля отличается своей трудоёмкостью и сложностью. При этом каждый производитель имеет свои определенные технологии, которые передаются из поколения в поколение и делиться секретами не принято в этом производстве.

Обычно кафель выпускается в комплекте, оформленном в том или ином направлении, поэтому облицевать очаг с помощью керамики не представляет сложности, - выбор просто грандиозный. Материал отличается как своей декоративной расцветкой, так и размерами. Оптимальным вариантом считается плитка двадцать два на двадцать два сантиметра. Эта цифра появилась в Германии и уже в наши дни приобрела статус международного стандарта. Помимо всего прочего, в продаже имеется плитка, размеры которой составляют двадцать на двадцать пять, двадцать два на двадцать пять, двадцать два на двадцать восемь сантиметров. Существуют более мелкие размеры, например, шестнадцать с половиной на шестнадцать с половиной сантиметров, - так называемый «русский кафель». Название этого материала имеет свои корни. В начале двадцатого века именно наша страна считалась самым крупным поставщиком кафеля за рубеж. При этом русские технологи позволяли получить действительно ценный материал для декорирования поверхности печей и каминов. Художники расписывали их глазурью, украшали барельефами. Традиционно набор керамической плитки составляет четыре основных элемента: базовый, половинный, угловой (лизена) и симс (для оформления бордюров).

В настоящее время в продаже существуют коллекции типичного образца, а также комплекты, выполненные в старинном направлении и используемые в солидных интерьерах.

Изразец

Такой материал как изразец нельзя использовать для облицовки теплоёмких печей, обычно его употребляют для декорирования каминной продукции. В этом случае следует учитывать то, каким образом нагревается поверхность корпуса очага. Если нагревание сильное, то применять изразец не следует, его могут повредить высокие температуры. В идеале изразец представляет плитку правильной квадратной либо прямоугольной формы с гладкой поверхностью. Толщина изразца может варьировать в пределах от двух до пяти миллиметров. Материал подобного образца применяется для декорирования внутренних стен, в этом случае керамику именуют «карлаж», также ее применяют для облицовки полов и внешних элементов здания.

Размеры традиционного изразца составляют восемь на восемь и пятнадцать на пятнадцать сантиметров. Как правило, самый большой размер керамики используется для отделки габаритных очагов.

Мрамор

камин

Благородный и солидный мрамор к тому же считается одним из самых непростых в плане отделки материалов. Облицовка из мрамора должна быть безупречна, так как небольшой дефект только испортит общее визуальное впечатление от внешнего вида очага. Мрамор для облицовки отопительных конструкций используется с давних времен, но и сегодня этот материал остается актуальным и применяется как отечественными, так и зарубежными производителями в полной мере. Очаг из мрамора превращает камин в стильный предмет интерьера и придает отапливаемому помещению солидность и импозантность.

Разнообразная цветовая гамма мрамора поддерживает различные стилевые направления. Так, например, белая порода гармонирует с предметами в стиле классицизм, а черные оттенки используются для оформления помещений в направлении модерн.

В настоящее время производители для выполнения мраморных порталов применяют современное оборудование и новейшие технологии. При этом машины могут нанести на поверхность материала сложную резьбу необходимой глубины. Такие порталы практически не отличаются от ручной облицовки, хотя декорирование очагов ручной работы не имеет себе равных. Для большего эффекта конструкции украшают дополнительными элементами из того же мрамора, но другого цвета, а также полудрагоценными металлами, сплавами и горными породами типа оникса, малахита и т.п. Некоторые мастера используют специальные технологии нанесения краски и изящную резьбу по камню. Резьба применима не ко всем породам мрамора, ей поддаются статуарная и каррарская горная порода. Эти породы обладают неброскими цветами, поэтому легче поддаются отделке, тогда как на ярких сортах сразу видно сколы и трещины.

Мраморные камины представляют черно-белую и цветную классику, благодаря чему используются в сдержанном декоре помещений. Стоит отметить, что подобные очаги намного дешевле конструкций из резного дерева. Яркий мрамор поначалу применяли для инкрустации фризов и джамб. Сегодня в дополнение к таким элементам применяются украшения из бронзы и алебастра. По традиции элементы выполнены в виде растительного орнамента и мифических персонажей.

Декорирование каминов бронзой используется еще с восемнадцатого века. Тогда и была заложена специфичная технология производства элементов, которая применяется и сегодня, но с небольшими изменениями. Таким образом, весь процесс выполняется в три этапа. Первый заключается в отливе украшения. На втором этапе осуществляется чеканка, а третий заключается в нанесении позолоты. Поначалу процедура золочения являлась опасной для человека, так как подразумевала использование ртути. Сегодня золочение конструкции выполняется машинным способом, поэтому исключает контакт с опасным жидким металлом.

Бронзовые элементы использовались для декорирования мебели и очагов, повторяя форму и стиль общего направления жилища. Не изменились они и сегодня, являя миру импозантные камины, способные до неузнаваемости преобразить дом.

Большой редкостью считаются камины из полудрагоценных камней, ввиду своей высокой стоимости. Работа с материалом подобного типа представляет довольно сложную процедуру, при которой опасно перестараться.

Дикий и искусственный камень

Еще одна разновидность – дикий камень. Диким камнем считается галька и ракушечник, песчаник и доломит, известняк и бутовый камень. Природный материал хорошо поддается обработке, поэтому уже давно используется для декорирования каминов. Обычно с его помощью оформляются конструкции, выполненные в рустикальном стиле, подразумевающем единение с природой и все натуральное. Несколько веков назад именно дикий камень считался самой популярной породой и массово использовался в строительстве отопительных приборов.

Искусственный камень начал применяться с конца девятнадцатого века и по сей день является удачной альтернативой натуральной горной породе. Различить эти два материала практически невозможно, хотя при ярком свете и с близкого расстояния разница очевидна. Выбирая камин с порталом из искусственного камня, вы экономите на полезной для дома установке и приобретаете стильный предмет интерьера. Стоит отметить, что искусственный камень проще поддается обработке и считается более эффектным материалом для строительства. При этом масса сооружения характеризуется своими небольшими показателями, поэтому для установки конструкции не нужно выкладывать сложный фундамент, достаточно обычной огнеупорной плиты, положенной прямо на пол.

Самым универсальным материалом сегодня считается бетон. С его помощью можно построить камин любой непредсказуемой формы и текстуры. Бетонная поверхность легко поддается обработке и окрашиванию. В него можно вмуровать декоративные элементы и отшлифовать в стиле терраццо.

Конечно, выбор камина дело очень индивидуальное. Здесь следует учитывать не только стиль и размеры помещения, но и количество, и возраст членов семьи, их характер и привычки. Для того чтобы сделать действительно ценное приобретение, следует проконсультироваться со специалистами – архитекторами и дизайнерами.